К основному контенту

Предузнал и предопределил

 «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.» (Рим. 8:29-30)

О предопределении много написано, но, так как христианам в нашем движении церквей «Часовня на Голгофе»  интересно знать мнение пасторов Часовни, то мне кажется, что будет назидательно высказаться на эту тему. Почти на всех конференциях об этом спрашивают, а в моём сердце эта тема «горит» (Лук. 24:32). Я много об этом думал в своё время и продолжаю думать. Скажу сразу: я верю в полную греховность человека, в спасение только по благодати через веру, и я верю в свободу выбора человека. Это я готов объяснять и защищать. Пусть Бог поможет и прославится. Аминь!

Итак затронем темы:

1.      Можно ли потерять спасение?

2.      Свобода выбора (ответственность человека) и Суверенитет Бога.

3.      Божье предузнание и предопределение.

Можно ли потерять спасение?


Очень частый вопрос. На мой взгляд ответ не совсем однозначный. Вопрос действительно сложный.

Возьмём перспективу Божью, которая от вечности и нашу перспективу земную, ограниченную 70-80 годами жизни.

Так вот, с точки зрения Бога (Божьей перспективы), спасение потерять нельзя. Ведь Он уже узнал кто будет спасён, а кто нет. Очевидно, что Бог не может ошибиться в своём знании чего то. Он просто от вечности видит всё и знает всё. И Он просто знает от вечности кто будет спасён, а кто нет. Итак, с точки зрения Бога спасение нельзя потерять, иначе Бог ошибся бы, а Бог не может ошибаться. Вроде всё просто пока.

Но лично моего имени в Библии нет,  согласитесь? А есть, что всякий верующий во Христа будет спасён (Ин.3:16, Рим.10:11). Значит важна моя личная вера. А настоящая вера это не один раз поверил или верил какой-то период, но верил до конца. Настоящая вера должна, если она действительно настоящая, проявиться в моих делах, апостол Иаков нам говорит (Иак.2:22).  Тут уже становится немного сложнее.

Ведь кто такой спасённый? Тот кто верит до конца (Кол.1:23, Евр2:6, 3:14). Правильно? Тот который не лишился Святого Духа (Пс.50:13, Евр.6:4-6), тот который пребывает на лозе (Ин.15:6), тот который страдает со Христом (Рим.8:17), тот который не отпал (Евр.2:1), тот который не лишился благодати (Евр.12:15), тот который не живёт в произвольном грехе (Евр.10:26).  Который имеет примирение с Богом, но и продолжает пребывать твёрдым в вере и не отпадать от надежды благовествования (Кол.1:22-23). Надо прийти ко Христу и с Ним остаться. Уверовать, и верить до конца.  Такие и есть суть званые и избранные и верные. (Отк.17:14). Бог от вечности это точно видел и предузнал. Именно верующих до конца Он и предизбрал.

 Под верою понимается не только, что Иисус Сын Божий и Сам Бог, или что Он воскрес, а то что Он хлеб жизни и истинное питьё. (Ин.6:55-66). Важно верить именно в искупляющую силу пролитой крови Иисуса на Голгофском кресте и применять к себе. Некоторые не верили в это и оставили Иисуса тогда и сейчас оставляют, к сожалению.

Итак, Бог предузнал веру, и на основании этого предизбрал. Бог предвидел, что по плану А (по закону) никто не сможет прожить, хотя должен, и по своей великой милости Бог создал план Б (по благодати) и сам назначил веру как условие, хотя не обязан был. 

Но мы не знаем, те ли мы предузнанные верующие от вечности или нет, только знаем, что веря во Христа, не погибнем, но будем иметь жизнь вечную, если продолжим в вере. (Кол. 1:23) 

Следовательно, я, веря сегодня, должен буду верить и через пять лет. А что будет через пять лет я точно не знаю, только Бог знает, останусь ли я верующим или нет. Следовательно, я потенциально могу отпасть и оказаться просто не избранным.  Про меня тогда скажут, что я и не был никогда «одним из нас» (1Ин.2:19), не был спасённым.

Я не могу сказать сейчас про себя на 100%, что я якобы тот спасенный-избранный и что отпасть для меня вообще невозможно. Спасённому с Божьей перспективы (от вечности), невозможно отпасть , но мне отпасть возможно с моей человеческой перспективы (в моём временном отрезке). Поэтому мне нужны назидания и предупреждения Библии и церкви, чтобы не отпасть. (Евр. 2:1; 2Пет. 3:17)  На эту тему  Чак Смит хорошо высказался в своей книге «Отличительные черты церквей Часовня на Голгофе», 11 глава, «Достигая равновесия».

Но не значит, что мы должны жить без уверенности. Наша уверенность в том, что Иисус достаточный и сильный Спаситель для меня, в отличии от моих сил жить по закону. Мы уверены, что доверяя Спасителю мы не будем постыжены, мы будем спасены на 100%. Разве может Спаситель доверяющих Ему потерять? Нет конечно (Рим. 8:38-39). Я уверен в Спасителе, как и апостол Павел.

Но когда мы понимаем, что можем лишиться благодати из-за НАШЕГО НЕВЕРИЯ, тогда вопрос: а можно ли потерять спасение уже не так важен, а важно как бы не лишиться благодати, уже получив её? Как бы не оскорбить кровь завета, которою уже освящены (Евр.10:25-31), как бы не разувериться.

Мы неправильно ставим вопрос. Понимаете?

Я освящён Кровью (прошедшее время), но потенциально могу попрать Сына Божия и попрать «Кровь завета, которою освящён», могу  оскорбить Духа благодати. Могу так  потенциально поступить уже после того, как я получил познание истины. Видите в свете многих мест Библии мы должны спрашивать: не возможно ли спасение потерять, а как избежать попрания Сына и Его Крови? Такие вопросы лучше нам помогут духовно.  

Званных много, а избранных мало (Мф.22:1-14).

Варианты.

Вариант 1. Бог предузнал от вечности одного, что тот уверует и будет верить до конца (1Кор. 15:12).

Вариант 2.  Бог также предузнал кто поверит, но потом оставит веру.(Ин.6:64)

Вариант 3. Бог предузнал одного, что тот уверует, потом оставит веру, и всё таки в конце вернется в веру.

Вариант 4. Бог предузнал, что один вообще не будет веровать.

Вариант 5. Бог предузнал, что один всю жизнь не будет верить  и только перед самой смертью покается и уверует.

Теперь, по вашему мнению, кто из этих вариантов от вечности оказался предопределённым, избранным и спасённым в конце концов?  Вариант 1, 3 и 5. Согласны?

Надеюсь, мы читающие, относимся к варианту 1. Но потенциально могут быть и другие варианты. Какие бы варианты мы свободно ни выбрали, Бог предузнал этот вариант.

Итак, спасение от вечности потерять нельзя, а отпасть от Спасителя и оказаться неспасённым возможно. (По благодати Божьей я верующий с 1993 года и лично знаю такие печальные случаи).

Если можно потерять Спасителя, то с человеческой перспективы потерять спасение можно.  Но с Божьей перспективы, такой человек спасенье и не имел. Видите, почему  ответ неоднозначный?  Хотя, наверное, более правильно говорить, что спасение от вечности нельзя потерять. Так как Бог не ошибается в своём совершенном знании будущего.

 Бог поставил веру как условие, и узнал верующих до сотворения мира.  Надо выбирать веру и верить до конца и такой будет точно тем самым спасённым. Пребывая на истинной лозе (во Христе), мы имеем жизнь, будем иметь её и приносить плод Богу. « Итак, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса, да приступаем с полною верой, будем держаться упования неуклонно и увещевать друг друга» (Евр.10:19-25).

Суверенитет Бога


Теперь. Многим кажется, что говоря так об ответственности человека  верить, мы как будто спасение делаем заслугой человека, а не всецело суверенитетом Бога. Как будто мы учим спасение по делам, а не по благодати. Никак! Ничего подобного!

Возьмём два примера, два человека.
Академик Гинзбург Виталий Лазаревич и
серийный маньяк Оноприенко  Анатолий Юрьевич.
Оба уже прожили свои жизни, умерли и их жизни и их выбор стали известны для нас, а Бог это, конечно, предузнал от вечности.

Первый прожил много сделая хорошего для общества. Другой... почитайте Википедию, становится тошно как Оноприенко жил в обществе и что делал. Проще говоря один хороший,  другой плохой.

 Но академик не верил во Христа как своего Спасителя и так и умер в неверии (вариант 4), а маньяк за неделю до смерти позвал священника, покаялся и уверовал во Христа, как своего Спасителя (вариант 5). Что же получается, добрый человек попал в ад, а ужасный маньяк в рай?

Да! Новый Завет уверенно отвечает на этот вопрос (Рим 10:11). Мы спросим, но разве это справедливо? А апостол Павел скажет нам, что дело не в справедливости, а в том что Бог имеет право одного миловать, а другого нет (смотри послание Римлянам 9). Апостол нам говорит: «а ты кто, человек, что споришь с Богом» (Рим.9:20) «Помилование зависит не от желающего и не подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16) Хотя Оноприенко в конце жизни «желал» милости Божьей, понятно, что Бог совсем не обязан был миловать такого человека, как бы он не умолял Бога и не верил.  Никто не скажет, что Оноприенко такой молодец и уверовал во Христа, какой он сильно подвизающийся и молодец.  Оноприенко помилован, но ему нечем совсем хвалиться, его вера никак не является какой то заслугой. Но является всецело милостью и суверенным решением Бога в отношении его.  Хотя Оноприенко спасся, но явно никак не по делам, а по благодати. Это точно понятно, что он спасен не по делам.

 Так вот, а мы ведь так все перед святым Богом как ужасные грешники. Мы все, как Оноприенко, спасаемся только благодатью, а не делами.  Хотя важны наши покаяние и вера, но всё равно, наше спасение это всецело суверенитет Божьей воли, на примере Оноприенко.

 Бог от вечности по благодати предвидел (предузнал) и поставил условие для спасения, когда видел, что по делам человек не может оправдаться.  Это одно условие и есть вера в жертву Христа на кресте. Маньяк выполнил это условие, а академик нет.

Академику остаётся справедливый суд Божий (а Бог действительно справедлив и можно быть уверенным, что в аду никто несправедливо не окажется).  И хотя он заслуженный человек и много действительно хорошего сделал для людей, в отличие от некоторых, но он не оправдается делами. Их просто будет недостаточно с точки зрения святости Бога.  Условие таково: или в совершенстве и постоянно исполняешь закон, или, если не исполнил, то веришь в благодать.

Без веры во Христа оправдания и спасения нет. А маньяк выполнил Божье условие и оказался, на удивление  всем  (или к негодованию) предузнанным и предопределенным к славе Божьей. Но понятно, что не от дел. Это чисто суверенное решение Бога от вечности таких грешников спасать через веру.

Но суверенная воля Бога не скрыта от нас. Кого Бог хочет помиловать, а кого нет? Того кто надеется на свои дела, Бог не хочет миловать,  а того, кто верует в искупительную кровь Христа, Бог хочет миловать. Суверенная воля Бога не тайна, но открытая и Радостная весть для нас грешных (Ин. 3:16; Ин. 6:40).

Итак, в этом примере мы видим гармонию между свободой воли, важностью веры и суверенной Божьей волей. О чем и учит Библия, по моему мнению. Да, спасение это всецело суверенитет Бога. Мы, как Оноприенко, полностью лишены славы Божьей из-за своих дел. Милость, действительно не от подвизающегося зависит, но только от Бога. (Только это не значит, что ответственность подвизаться и верить  с нас совсем снимается.)

«Не делающему, но верующему» (Рим. 4:4-5, Ин. 6:28-29 ). Из этих отрывков чётко видно, что Господь Иисус и апостол Павел не считал веру делами. Призывая к вере, мы не призываем к делам. Говоря об ответственности человека верить (или свободе выбора), мы не говорим о его способности жить по закону. Он не делающий, но он ответственный, чтобы выбрать спасительную веру.   Мы не говорим 99% Бог делает и 1% человек должен делать. Потому что человек по прежнему 100% не делающий. Но при этом он может быть верующим и должен свободно выбрать веровать Богу. А без веры Богу никто не сможет угодить (Евр.11:6). Повторю: вера не относится к разряду дел.

Всё дело в свободе, которую Бог нам дал и не будет нарушать. Свобода подразумевает, что я, как Адам, могу выбрать не то. Но если я остаюсь с Богом, имея свободу уйти от Бога,  тогда только моё пребывание с Богом имеет ценность.  Любовь невозможна без свободы. Поклонение Богу не имеет смысла. Вера не имеет смысла.  Подумайте об этом.  Какой смысл Богу любить Себя вместо нас, поклоняться Себе вместо нас, верить вместо нас. Бог не хотел создавать роботов, но создал свободных существ подобных Себе. (И если вы не можете объяснить зачем Бог дал в Едемском саду дерево познания добра и зла, тогда не будьте так категоричны в отрицании свободы выбора человека).


Божье предузнание


Но если человек имеет свободу выбора, то как же Божье предопределение от вечности, часто спрашивают? Разве свобода человека не расстроит план Бога от вечности, который Он определил?

«Кого Он предузнал, тем и предопределил». Важно заметить, что не слово «предопределение» стоит на первом месте, а слово «предузнание».  Хотя не редко в разговорах видно, что христиане в дискуссии забывают про предузнание и думают, что там только предопределение. Но важно увидеть порядок слов. Я в прошлом долгое время почему то не замечал это первое слово. А это всё меняет. Предузнание стоит сначала.

Предузнание и предопределение это не одно и тоже. Предопределение идет вторым и проистекает от предузнание. Ясно из текста, что список имеет последовательность. Сначала призвание, потом оправдание и в конце прославление. Поэтому нет основание говорить , что другие слова в списке не имеют последовательность. Имеют.

Это важно. Так как в предопределении не понятна роль свободной воли человека, а в предузнании роль свободной воли может быть понятна. Первое слово - предузнание и объясняет роль суверенитета Бога, в тоже время не нарушая свободу воли человека.

Что бы я свободно не выбрал, Бог это знает, а точнее, предузнал от вечности. То, что Он это уже узнал, не значит, что у меня был ограничен выбор.

Но Бог знает и потом с этим знанием уже решает  что то делать дальше, или не делать, определять или ничего не определять.

Более того, Бог может знать гипотетически то, что я выберу свободно, если Он меня поставит в определённые условия. Он может по своей суверенной воле и не ставить меня в такие обстоятельства, так как первые обстоятельства хороши. Но если всё таки Бог решит поставить, то знает наперед мой выбор, в условиях, которые могут вообще не существовать, но Всемогущим Богом могут быть сотворены.

То есть Бог может знать не только, что произойдет в будущем, но и что могло БЫ произойти. Понимаете разницу? Например посмотрим на город Содом...

Мф. 11:23  «...ибо ЕСЛИ БЫ в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался БЫ до сего дня». 

Почему Бог больше дал сильных знамений иудеям Капернаума чем содомитам? Ради Авраама.

Но Бог дал содомитам Сима (тот был ещё жив). Не помогло. Дал Авраама который спас Содом. Не помогло. Тогда Бог дал им Лота. Не помогло. Тогда Бог дал им по соседству Мелхиседека (который заметьте, является никак не меньше чем прообразом самого Христа). Не помогло. Тогда Бог в своей суверенной воли сказал: этого было предостаточно для веры и покаяния, теперь суд. Бог не обязан был давать ещё какие то знамения. И не дал. И Содом сгорел. Но если бы Бог дал знамения, то они покаялись бы и были бы оставлены до сего дня даже. Иисус это говорит. События не произошло, но Бог знает какая бы была реакция.  

Бог знает, что я бы отреагировал верою, если бы мне создать такое событие, такие обстоятельства для веры, такой мир. И он создал от вечности Голгофский крест для меня и для всякого верующего. То чего делать не обязан был. Это была Его благодать.  И слава Богу, что Он сделал! Он предузнал меня и определил меня. Я свободно выбрал верить в крест Голгофы, но нельзя сказать, что моё спасение от моих дел. Ведь это Бог создал мир где есть не только закон, но и спасительный крест в который можно мне уверовать.

Моё «уверование» стало возможно только благодаря решению и работе Бога.  Но я свободно выбрал верить в тех условиях которые Бог по благодати мне создал.

 Свобода выбора человека не противоречит учению о спасению по благодати и суверенной воли Бога.

«Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.» (Деян. 13:48 )

Эти язычники были предузнаны Богом от вечности, потому что поверят слову о кресте. И конечно они уверовали, раз Бог знал, что они уверуют, Он их и предуставил к вечной жизни, а сейчас соответственно и призвал. Но слово предузнание подразумевается перед  предустановлением (предопределением). Они свободно выбрали веру сейчас, которую Бог предвидел тогда от вечности и избрал  условия.  Между предопределением и свободой воли противоречия нет, на мой взгляд.

Итак, предузнание открывает тайну как Бог спасает. От вечности Бог видит всех согрешившими и не способными своими силами по закону угодить святости Божьей. Но Бог также видит, что если бы Он создал спасение по благодати, а не по закону, то некоторые люди могут быть спасенными. И Бог решает, хотя совсем не должен был, от вечности принести в жертву Своего Сына, чтобы открылось спасение по благодати для некоторых. В своей суверенной воли Он ставит условие спасение по благодати, это единственное условие – вера. Условие: должна быть вера в то, что кровь Христа достаточна, что бы омыть и простить весь грех, который по закону человек не может смыть. Там же от вечности Он видит, кто свободно уверует, а кто нет (и станет этим некоторым). Хотя каждый свободен уверовать, и благодать  спасительна для всех людей, но спастись смогут  только уверовавшие. Но не запутайтесь, БОГ НЕ ОБЯЗАН БЫЛ СОЗДАВАТЬ ТАКИЕ УСЛОВИЯ, так как закон сам по себе уже хорош. Но Бог создал крест. От вечности смотря на наше зло, Бог всё равно создаёт такие спасительные условия. Аллилуйя, Слава Богу!  Это, понятно, не от нас, ведь мы еще не родились.

И он избирает (предопределяет) ко спасению, того, кого Он предузнал, будет верить (Еф1:4).  А затем призывает, потом оправдывает и конечно в конце прославляет. Кого Бог предузнал тот и на 100% будет спасен. Бог не может ошибаться в своем знании. А почему Бог других не избрал? А потому что они не веровали, и Бог это увидел от вечности. Такие не стали предопределенными, так как они не выполнили условие о вере.

Без веры Богу угодить не возможно (Евр.11) Получается, что человек сам выбирает,  кем он окажется в конце концов избранным или нет.

Но если я могу выбрать, значит слава мне, а не Богу, кто-то сразу спросит? Нет, вся слава Богу, так как спасение не в самой веры (можно верить сколь угодно и просить о пощаде, но если Царь решит, не миловать нас злых грешников, то как мы спасёмся этой верою, пусть и сильной?), а в Божьей благодати. А вера это средство. Благодатью вы спасены через веру (Еф.2).  Ведь это Бог создал такие условия, что я мог быть спасен, а не я создал. Это Божье суверенное решение от вечности. Поэтому вся Слава Богу,  и хвалиться мне тут нечем.

Божья благодать не в том, что я уверовал, а в том, что Бог пожертвовал своим Сыном, чтобы я мог уверовать в крест.

Смотрите на крест, а не внутрь себя ища там веру. Спасение благодатью, а благодать, она там на кресте. Смотря на крест, мы не будем ничего превозносить своего, даже веру, хотя она и очень важна.

Некоторые возражения.

1.      Я всё равно не согласен, что человек ответственен и может свободно выбрать благодать и хранить её.

Хорошо, но тогда вы должны принять, что Бог не давал человеку свободу выбора. И что кто-то был избран только для ада.  И что Иисус не умирал за весь мир и всех грешников, но только за определённую группу. У вас также дилемма в вопросе об авторстве греха.

 Если вы так считаете, это ваше право. Но я только хочу, чтобы вы были логически последовательны. Отрицание свободы выбора (ответственности человека) приводит  к указанным дилеммам. И вы несёте бремя, чтобы ответить на эти вопросы.

2.      Библия говорит, что человек мёртв (Еф.2:1). Разве мёртвый может выбирать ?

Раз вы так это понимаете, то логически следует и то, что человек тогда и согрешить не может.  Библия говорит о нашей мертвости в плана того, что мы не можем жить по закону. Но мы можем захотеть, чтобы нас спасли, как тот парализованный у Вифезды (Ин.5:6-7, Мф23:37). Мы рабы греха, но раб может желать освобождения хотя сам и не может освободиться.

3.      Разве Библия не говорит, что вера от Бога? (Деян.3:16)

Да вера от Бога, и без помощи Бога, обличения Духа и т.д. мы бы не смогли поверить. Но это никак не говорит, что у нас нет свободы выбора и ответственности отреагировать на эту помощь.

4.      А как понимать места Библии,  где говорится, что Бог ожесточил кого-то?

Нельзя это понимать в прямом смысле. Ни в коем случае! Бог это свет и нет в Нём никакой тьмы (1Ин.1:5). Бог Сам никого не искушает (Иак.1:13-14). Но понимать это надо в смысле, что Бог попустил (допустил).

Библия уточняет, что Бог попустил фараону идти своим путём (Исх. 8:32).

«Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:32).

Бог «попустил всем народам ходить своими путями» ( Деян. 14:16), включая Египет и фараона.

Понятно, что «заключил в непослушание» подразумевает «попустил».

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Любит ли Бог всех?
Unknown написал(а)…
Очень хорошая статья.
Unknown написал(а)…
в Писании вера это дар Божий: по мере веры, какую каждому Бог уделил. и этот дар нельзя присвоить себе. никто не может придти к Иисусу если не привлечет его Отец. Никто не знает Отца, если Иисус не захочет открыть. никто не сможет понять, что Иисус есть Сын Божий, если не откроет Отец Небесный.
Yulia Ostromogilskaya написал(а)…
Спасибо большое Костя. Ты можешь так обстоятельно, опираясь на Писание, изложить то что нам нужно. Научиться правильно молиться очень важно и необходимо каждому христианину. Огромное спасибо. Пусть Господь благословит тебя, твою семью, церковь. Во имя Иисуса Христа - сына Божьего прошу.
Konstantin написал(а)…
Юлия, спасибо за благословение. Рад, что помог в этой сложной теме. Споры не утихают:)

Популярные сообщения из этого блога

Молекулы и свободный выбор

Среди эволюционистов есть теория, что человек не имеет свободы воли. Он состоит из атомов и молекул. А эти частицы подчиняются законам физики и при определенных условиях среагируют только так и не иначе. Получается, что человек под давлением законов физики не может выбирать свободно. Но верующий может свободно выбрать и показать, что похоть плоти и похоть очей и гордость житейская не управляют им, но БОГ УПРАВЛЯЕТ ИМ И ЕГО СЛОВО.

ВО ИМЯ ИИСУСА

Иоанн 16:24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. Мф. 6:9 Молитесь же так: Отче наш... Последнее время я всё больше и больше слышу, как евангельские верующие молятся во имя Отца, Сына и Святого Духа. Или вообще молятся и просто говорят в конце: Аминь. Это меня беспокоит.   И я хочу изложить свои мысли на этот счёт. Допускаю, что это может показаться занудством, но всё же постараюсь показать, что к Богу надо приходить в молитве и возможно прийти только через имя Иисуса. И что это не так уж маловажно.   Сразу обращу внимание, что в Библии такого нет. Крестить надо во имя Отца, Сына и Святого Духа, это да, а вот молиться надо во имя Иисуса. Смотрите стихи выше. Может некоторые и не осознают эту путаницу, но Новый Завет так не учит. Откуда тогда это в умах евангельских верующих? Догадываюсь, что это от наших братьев православных, и от просмотра фильмов с участием католических священников, где это действительно распространено